В здании бывшего общежития Лаборатории «Б» разместились две выставки. Одна из них — «Звенящий след», которую специально для этого места создал художник Павел Отдельнов.
Выставка «Звенящий след»
В здании бывшего общежития Лаборатории «Б» разместились две выставки. Одна из них — «Звенящий след», которую специально для этого места создал художник Павел Отдельнов.
Выставка «Звенящий след»
Павел Отдельнов (род. в 1979 г. в Дзержинске Нижегородской области) работает во множестве техник — от классической живописи и графики до инсталляций и арт-объектов. Ключевыми темами его творчества стали индустриальность, экология и историческая память о недавней советской эпохе. Он учился у Павла Никонова (художника «сурового стиля») в Суриковском институте, а затем в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна.
Сочетая классическую и современную школу, художник пришел к пейзажу — но не каноническому, а современному. Это пейзаж постиндустриальных руин и экологических катастроф, выраженный с помощью живописи, фотографии, видео, звука и других художественных средств. «Живописец руин индустриальной утопии» — так назвала его в своей статье о выставке «Звенящий след» критик Анна Толстова.
Павел Отдельнов (род. в 1979 г. в Дзержинске Нижегородской области) работает во множестве техник — от классической живописи и графики до инсталляций и арт-объектов. Ключевыми темами его творчества стали индустриальность, экология и историческая память о недавней советской эпохе. Он учился у Павла Никонова (художника «сурового стиля») в Суриковском институте, а затем в Институте современного искусства Иосифа Бакштейна.
Сочетая классическую и современную школу, художник пришел к пейзажу — но не каноническому, а современному. Это пейзаж постиндустриальных руин и экологических катастроф, выраженный с помощью живописи, фотографии, видео, звука и других художественных средств. «Живописец руин индустриальной утопии» — так назвала его в своей статье о выставке «Звенящий след» критик Анна Толстова.
В Сокол Павел Отдельнов приехал по приглашению куратора Владимира Селезнева в рамках программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале в 2021 году.
Художник встречался с жителями Сокола и других закрытых городов, беседовал с участниками ликвидации последствий аварии 1957 г. и другими людьми, чья судьба оказалась связана с Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС), а также исследовал архивы советского атомного проекта и воспоминания тех, кто был в него вовлечен.

Результатом художественного исследования Павла Отдельнова в Соколе и стала выставка «Звенящий след». Название отсылает к профессиональному жаргону атомщиков, которые называют «звоном» сигнал счетчика Гейгера, и к последствиям аварии на «Маяке» в 1957 г., которые долгие годы замалчивались.
В Сокол Павел Отдельнов приехал по приглашению куратора Владимира Селезнева в рамках программы арт-резиденций 6-й Уральской индустриальной биеннале в 2021 году.
Художник встречался с жителями Сокола и других закрытых городов, беседовал с участниками ликвидации последствий аварии 1957 г. и другими людьми, чья судьба оказалась связана с Восточно-Уральским радиоактивным следом (ВУРС), а также исследовал архивы советского атомного проекта и воспоминания тех, кто был в него вовлечен.
Результатом художественного исследования Павла Отдельнова в Соколе и стала выставка «Звенящий след». Название отсылает к профессиональному жаргону атомщиков, которые называют «звоном» сигнал счетчика Гейгера, и к последствиям аварии на «Маяке» в 1957 г., которые долгие годы замалчивались.
«…История советского Атомного проекта на Урале представляется мне необъятно большой. К тому же, многое, связанное с ядерным производством, до сих пор остается засекреченным. Закрытые города по-прежнему закрыты. Местные жители либо вообще не идут на контакт, либо очень осторожны и не готовы делиться воспоминаниями. Темой экспозиции стала цена, которую пришлось заплатить людям, в силу разных жизненных обстоятельств оказавшимся вовлеченными в Атомный проект и испытавшим на себе последствия, связанные с его осуществлением. Эти люди заплатили за него своими жизнями и здоровьем. Это не только самоотверженные работники П О Маяк и ликвидаторы аварии 1957 года, но и все жители окружающих населенных пунктов, подвергшиеся повышенному радиоактивному воздействию, а также все, кому пришлось покинуть родной дом и оказаться в числе переселенцев. Им я и посвящаю мою выставку.
Экспозиция построена как музей. Его экспонаты — найденные фотографии и свидетельства, которые вызвали лично у меня сильные переживания. Мне бы хотелось, чтобы зритель, совсем не знакомый с темой, мог самостоятельно выстроить связи между разделами выставки и собрать общую картину…»
Павел Отдельнов о выставке «Звенящий след»
Экспозиция построена как музей. Его экспонаты — найденные фотографии и свидетельства, которые вызвали лично у меня сильные переживания. Мне бы хотелось, чтобы зритель, совсем не знакомый с темой, мог самостоятельно выстроить связи между разделами выставки и собрать общую картину…»
«…История советского Атомного проекта на Урале представляется мне необъятно большой. К тому же, многое, связанное с ядерным производством, до сих пор остается засекреченным. Закрытые города по-прежнему закрыты. Местные жители либо вообще не идут на контакт, либо очень осторожны и не готовы делиться воспоминаниями. Темой экспозиции стала цена, которую пришлось заплатить людям, в силу разных жизненных обстоятельств оказавшимся вовлеченными в Атомный проект и испытавшим на себе последствия, связанные с его осуществлением. Эти люди заплатили за него своими жизнями и здоровьем. Это не только самоотверженные работники П О Маяк и ликвидаторы аварии 1957 года, но и все жители окружающих населенных пунктов, подвергшиеся повышенному радиоактивному воздействию, а также все, кому пришлось покинуть родной дом и оказаться в числе переселенцев. Им я и посвящаю мою выставку.
Павел Отдельнов о выставке «Звенящий след»
Автор: Павел Отдельнов
Куратор программы резиденций: Владимир Селезнев
Продюсер: Анна Акимова
Координаторы: Александра Бормотова, Арина Пшеничная
Технические специалисты: Антон Кукаркин, Евгений Севостьянов
создатели проекта
Автор: Павел Отдельнов
Куратор программы резиденций: Владимир Селезнев
Продюсер: Анна Акимова
Координаторы: Александра Бормотова, Арина Пшеничная
Технические специалисты: Антон Кукаркин, Евгений Севостьянов
создатели проекта
СМИ о выставке
Павел Отдельнов
Окончил Нижегородское художественное училище, Московский художественный институт им. Сурикова (мастерская Павла Никонова) и Институт проблем современного искусства.

Художник года международной ярмарки современного искусства Cosmoscow (2020); Лауреат Премии Инновация (2020) в номинации «Художник года».

Произведения художника находятся в коллекциях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Художественного музея города Уппсала (Швеция), Московского музея современного искусства, Института русского реалистического искусства, Государственного центра современного искусства, а также в других государственных, корпоративных и частных коллекциях России и других стран.
Уральская индустриальная биеннале — один из крупнейших международных проектов в сфере современного искусства в России, основанный в 2010 году по инициативе Уральского филиала Государственного центра современного искусства. Уральская биеннале работает с индустриальной спецификой региона и исследует индустриальность как историческое наследие и актуальную практику, в которую вовлечено множество людей и пространств. Через призму современного искусства проект анализирует текущие глобальные изменения и интегрирует регион в мировой художественный контекст.

В рамках программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале художники из разных стран и городов приезжают на Урал, чтобы создавать произведения искусства на действующих предприятиях. Программа замышлялась в соответствии с идеей «каждому художнику по заводу», а по мере развития проекта появились художественные маршруты по Уралу, а также работа с целыми индустриальными территориями и художественные исследовательские проекты.
Выставка разместилась в здании бывшего общежития Лаборатории «Б» и представляет собой многослойное исследование того периода в истории Сунгуля, когда в 1930-е гг. здесь размещался санаторий.
Название выставки обыгрывает слово «лаборатория»: оно отсылает к понятию труда (Labour), к поиску и технологиям, а также к Лаборатории «Б», которая сделала Сунгуль известным в наши дни.
Выставка «Лаборатория А: Отдых как труд»
«Лаборатория А: Отдых как труд» раскрывает несколько ключевых тем:
Авангардная/конструктивисткая архитектура делает архитектурное пространство уральских городов уникальным и вписывает его в мировой художественный контекст.
С первых лет существования Советской России утверждалась ценность труда на уровне государственной идеологии. Как оппозиция труду появляется и сфера отдыха/досуга. А с ней и принуждение к отдыху, а также конвейер отдыха и его индустриальность. Все это проявляется и в архитектурных объектах, поддерживающих работу и отдых, в частности — в санаториях и домах отдыха.
С середины 1920-х гг. санатории и дома отдыха строили в соответствии с принципами рационального использования положенного трудящимся отпуска. Это были уже не только оздоровительные учреждения, но и центры культурно-просветительной работы, школа общего и политического воспитания рабочих.

Архитектором «Сунгуля» выступил Георгий Голубев — автор множества других проектов, связывающих тему архитектуры с темой организованного отдыха, восстановления и лечения.
Авангардная архитектура конструктивизма
Диалектика труда и отдыха. Есть ли место лени в жизни советского человека?
Авангард и отдых, авангард и медицина
Выставка разместилась в здании бывшего общежития Лаборатории «Б» и представляет собой многослойное исследование того периода в истории Сунгуля, когда в 1930-е гг. здесь размещался санаторий.
Название выставки обыгрывает слово «лаборатория»: оно отсылает к понятию труда (Labour), к поиску и технологиям, а также к Лаборатории «Б», которая сделала Сунгуль известным в наши дни.
Выставка «Лаборатория А: Отдых как труд»
«Лаборатория А: Отдых как труд» раскрывает несколько ключевых тем:
Авангардная/конструктивисткая архитектура делает архитектурное пространство уральских городов уникальным и вписывает его в мировой художественный контекст.
С середины 1920-х гг. санатории и дома отдыха строили в соответствии с принципами рационального использования положенного трудящимся отпуска. Это были уже не только оздоровительные учреждения, но и центры культурно-просветительной работы, школа общего и политического воспитания рабочих.

Архитектором «Сунгуля» выступил Георгий Голубев — автор множества других проектов, связывающих тему архитектуры с темой организованного отдыха, восстановления и лечения.
Авангардная архитектура конструктивизма
Авангард и отдых, авангард и медицина
Кураторы выставки: Дмитрий Мухаметов, Лариса Пискунова, Игорь Янков
Дизайн и архитектура: Дмитрий Мухаметов
Технические решения: Дмитрий Петров
создатели проекта
С первых лет существования Советской России утверждалась ценность труда на уровне государственной идеологии. Как оппозиция труду появляется и сфера отдыха/досуга. А с ней и принуждение к отдыху, а также конвейер отдыха и его индустриальность. Все это проявляется и в архитектурных объектах, поддерживающих работу и отдых, в частности — в санаториях и домах отдыха.
Диалектика труда и отдыха. Есть ли место лени в жизни советского человека?
Бывший санаторий «Сунгуль» как памятник архитектуры находится в «сложном состоянии». Место «райского» отдыха и интенсивных научных поисков в прошлом, место художественных и исследовательских высказываний в настоящем, и это подчеркивает смысловую многослойность и открытость памятника.
Санаторий как архитектурный объект
Кураторы выставки: Дмитрий Мухаметов, Лариса Пискунова, Игорь Янков
Дизайн и архитектура: Дмитрий Мухаметов
Технические решения: Дмитрий Петров



создатели проекта
Выставка реализована в рамка проекта «Территория авангарда» при финансовой поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

Проект «Территория авангарда» исследует авангардное наследие Урала. При этом авангард понимается не только как направление в искусстве начала XX века, но и как культурный код.
Премьера аудиоспектакля «Сунгуль. Повесть о прошлом». Сентябрь 2023 г. Фото: Анна Марченкова
Аудиоспектакль «Сунгуль. Повесть о прошлом»
Аудиоспектакль «Сунгуль. Повесть о прошлом»
Премьера аудиоспектакля «Сунгуль. Повесть о прошлом». Сентябрь 2023 г. Фото: Анна Марченкова
«Аргента приехала в Сокол, когда ей было 23 года, сразу после окончания специального химического факультета. Ее книга полна юношеского энтузиазма и любопытства ученого, искренне увлеченного наукой и оказавшегося в кругу единомышленников. В противовес этим чувствам возникают и другие, вызванные сложным контекстом времени, обстоятельствами научного и производственного подвига. А там, где есть место подвигу, неизменно встает вопрос ценности человеческой жизни».
Из аннотации к спектаклю:
«Аргента приехала в Сокол, когда ей было 23 года, сразу после окончания специального химического факультета. Ее книга полна юношеского энтузиазма и любопытства ученого, искренне увлеченного наукой и оказавшегося в кругу единомышленников. В противовес этим чувствам возникают и другие, вызванные сложным контекстом времени, обстоятельствами научного и производственного подвига. А там, где есть место подвигу, неизменно встает вопрос ценности человеческой жизни».
Из аннотации к спектаклю:
Посетители аудиоспектакля услышат голос Аргенты Титляновой: эти записи сделаны во время интервью в 2023 г., когда Аргенте Антониновне было 93 года. Также в повествование вплетены личные истории, воспоминания и свидетельства жителей Сокола и сотрудников Лаборатории «Б».

Аудиоспектакль «Сунгуль. Повесть о прошлом» создан в рамках лаборатории программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2023 году с использованием гранта Губернатора Челябинской области. Лаборатория представляла собой экспериментальный формат: жители территории приглашались к диалогу и соучастию. Так, во время подготовки к спектаклю команда проекта брала интервью у жителей поселка Сокол, а также у тех, чья работа была связана с этим местом.
Узнать подробнее и послушать спектакль
Посетители аудиоспектакля услышат голос Аргенты Титляновой: эти записи сделаны во время интервью в 2023 г., когда Аргенте Антониновне было 93 года. Также в повествование вплетены личные истории, воспоминания и свидетельства жителей Сокола и сотрудников Лаборатории «Б».

Аудиоспектакль «Сунгуль. Повесть о прошлом» создан в рамках лаборатории программы арт-резиденций Уральской индустриальной биеннале современного искусства в 2023 году с использованием гранта Губернатора Челябинской области. Лаборатория представляла собой экспериментальный формат: жители территории приглашались к диалогу и соучастию. Так, во время подготовки к спектаклю команда проекта брала интервью у жителей поселка Сокол, а также у тех, чья работа была связана с этим местом.
Узнать подробнее и послушать спектакль
Формат аудиоспектакля позволяет рассказать историю Лаборатории «Б» через личные истории, дать голос тем, кто пережил описанные события. Это многоголосие задает панораму мнений и помогает избежать одномерности в подаче сюжета. Помимо, собственно, текста, на эффект вовлечения работают шумы, реалистичные звуки и специальные аудиоэффекты.

В аудиоспектакле девять основных глав-эпизодов и два бонус-трека. Сыгранные актерами фрагменты перемежаются с живыми голосами очевидцев деятельности Лаборатории «Б». События каждой главы связаны с тем местом в поселке Сокол, по которому проходит маршрут спектакля.
Аудиоспектакль возник внутри программы арт-резиденций Уральской биеннале в 2023 году. Ее продюсер Анна Акимова занимается также проектами, связанными с локальной идентичностью и развитием туризма. Она выступила инициатором аудиоспектакля как одного из способов рассказывать историю Сокола и привлекать внимание к этому месту.

Режиссер Дмитрий Зимин регулярно работает с экспериментальными форматами, поэтому его спектакли участвуют в биеннале и фестивалях современного театра. Дмитрий и автор текста Ирина Васьковская (выпускница курса Николая Коляды, автор множества пьес, сценариев и инсценировок) встречались с Аргентой Титляновой и подробно обсуждали материалы будущего аудиоспектакля. Как рассказывает Дмитрий, Аргенте Антониновне была очень важна точность описываемых событий, и она активно участвовала в подготовке текста.

Что собой представляет аудиоспектакль?
Кто создал аудиоспектакль?
Формат аудиоспектакля позволяет рассказать историю Лаборатории «Б» через личные истории, дать голос тем, кто пережил описанные события. Это многоголосие задает панораму мнений и помогает избежать одномерности в подаче сюжета. Помимо, собственно, текста, на эффект вовлечения работают шумы, реалистичные звуки и специальные аудиоэффекты.

В аудиоспектакле девять основных глав-эпизодов и два бонус-трека. Сыгранные актерами фрагменты перемежаются с живыми голосами очевидцев деятельности Лаборатории «Б». События каждой главы связаны с тем местом в поселке Сокол, по которому проходит маршрут спектакля.
Что собой представляет аудиоспектакль?
Аудиоспектакль возник внутри программы арт-резиденций Уральской биеннале в 2023 году. Ее продюсер Анна Акимова занимается также проектами, связанными с локальной идентичностью и развитием туризма. Она выступила инициатором аудиоспектакля как одного из способов рассказывать историю Сокола и привлекать внимание к этому месту.

Режиссер Дмитрий Зимин регулярно работает с экспериментальными форматами, поэтому его спектакли участвуют в биеннале и фестивалях современного театра. Дмитрий и автор текста Ирина Васьковская (выпускница курса Николая Коляды, автор множества пьес, сценариев и инсценировок) встречались с Аргентой Титляновой и подробно обсуждали материалы будущего аудиоспектакля. Как рассказывает Дмитрий, Аргенте Антониновне была очень важна точность описываемых событий, и она активно участвовала в подготовке текста.

Кто создал аудиоспектакль?
СМИ о выставке
Аргента Антониновна Титлянова
Доктор биологических наук, профессор.

Окончила спецфак химического факультета СПбГУ (тогда — Ленинградский университет) в 1952 г. По распределению была направлена в Лабораторию «Б», где работала старшим лаборантом — младшим научным сотрудником до расформирования Лаборатории в 1955 г. Затем перешла в лабораторию биофизики Уральского филиала АН СССР, которой руководил Николай Тимофеев-Ресовский, и постепенно стала ученым-биологом. Далее работала в Новосибирском университете (НГУ), Институте почвоведения и агрохимии СО РАН и других научных институтах. Опубликовала множество научных публикаций и монографий, а также мемуары и художественные произведения.
Род. в 1929 г. в Благовещенске